МУЗЫКА 6 класс.
Поурочный и дополнительный материал для учащихся.

Зарубежная музыка

Знакомимся с музыкой зарубежных композиторов.

Камиль Сен-Санс (французский композитор)
Сюита "Карнавал животных" (Зоологическая фантазия)

№ 1  Вступление и Королевский марш льва
                                                               Лев - царь зверей. Он величествен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему "королевский" марш. Тема звучит действительно грозно и даже устрашающе. В ее ритме ощущается упругая и мягкая кошачья походка. Время от времени в музыку марша вторгаются резкие хроматические пассажи, изображающие рычание львов.

№ 2  Куры и петухи
                                                                  Эта пьеса - юмористическая музыкальная зарисовка. Невозможно не узнать куриного кудахтанья! Композитор сочинил уморительное "куриное трио", используя приемы полифонического письма - канон.Бестолково суетясь, куры перебивают друг друга и вдруг замолкают... Это запел Перух. Красуясь собой (наподобие известного тенора) Петух берет звуки все выше и выше, но вот его голос срывается и он "даёт петуха".

№3  Антилопы 
                                           Стремительный бег антилоп изображен гаммообразными пассажами.

                                                                № 4  Черепахи
                                      Музыкальная пародия на популярную в то время оперетту Оффенбаха "Орфей в аду".

№5   Кенгуру
                                           Суетливые прыжки кенгуру изображаются у фортепиано с помощью форшлагов, штриха staccato и пауз. Форшлаги - момент толчка, паузы - прыжок.

№6 Слон
                                                               Слон танцует вальс. Наши обычные представления об изяществе и легкости этого танца неожиданно разрушаются низкими звуками солирующего контрабаса.
                                                            

                    
                                                                        № 7 Аквариум
                                                                                 

№13  Лебедь
                                                               В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость кантиленной мелодии, благородный бархатный тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. На эту музыку русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номар для великой русской балерины Анны Павловой.

№14 Финал
В веселом стремительном танце мелькают, наподобие карнавальных масок, знакомые персонажи "зоологической фантазии".
 ********************************************************************
Людвиг ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт" 
             "Эгмонт" Бетховена - это один из нескольких музыкальных номеров к  спектаклю по трагедии Гёте. С этой музыки начинался драматический спектакль. Темой трагедии Гёте послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в 17 веке. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Восстание было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Не случайно гетевский Эгмонт, близкий по духу самому композитору, был одним из любимых героев Бетховена.
              
Увертюра "Эгмонт" сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле.
Начинается увертюра зловеще-торжественным вступлением. В основе первой темы - ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая "поступь" аккордов струнных инструментов в низком регистре воплощает идею власти, создает образ жестоких поработителей. Вторая тема вступления контрастирует с первой темой, - одинокая мелодия деревянных духовых инструментов напоминает плач, стенания.
Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы, героического порыва. С этой темы начинается экспозиция увертюры. Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем вступления. Это и ритм сарабанды, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры. К чему приведет взаимодействие двух музыкальных тем, мы узнаём в следующем разделе увертюры - разработке. Развитие музыки приводит к трагическому перелому - гибели героя. Гибель Эгмонта становится кульминационной точкой в развитии увертюры. Яркая, огненная, торжественная музыка коды звучит как "победная симфония", прославляющая героизм и самопожертвование во имя свободы. Через смерть героя - к вольности, к свободе народа.
                                    *******************************

                         "Эгмонт". Дирижирует Герберт фон Караян
  
Презентация "Эгмонт" 
Учим строение СОНАТНОЙ ФОРМЫ!